Значение развития общих двигательных навыков в карьере юного хоккеиста
01.06.2023

Значение развития общих двигательных навыков в карьере юного хоккеиста

«Говорят для того, чтобы человек достиг мастерства в какой-либо деятельности, ему нужно посвятить ей 10 000 часов времени. Худший возможный сценарий — это когда ребенок достигает 10 000 часов до того, как ему исполнится 15 лет. Мы называем это слишком ранней специализацией».

Такой спортсмен достигает пика своей карьеры в возрасте 15 лет, а затем его прогресс застаивается или его результативность резко падает. В связи с этим неудивительно большое количество хронических травм, способных укоротить его карьеру. Недостаточная диверсификация двигательной активности связана с недостаточным развитием нервно-мышечных навыков, что влияет на профилактику травм и не позволяет обеспечить необходимый отдых при односторонних нагрузках. В итоге, получается так, что нынешняя система развития подготавливает более слабо развитых спортсменов, чем раньше. Производительность у детей в будущем быстро падает.

Дети, которых мы сегодня считаем талантами в спортивных секциях, по некоторым статистическим показателям не превосходят, а зачастую и уступают обычным детям 1987 года рождения (в атлетических дисциплинах, например, прыжки в длину с места или дисциплины на выносливость). Помимо всего прочего, в Словакии только 20% детей школьного возраста организованно занимаются спортом. Для сравнения, в странах Северной Европы организованно занимаются спортом до 80-90% детей. У детей необходимо активизировать положительную эмоцию от движения. В этом нам может помочь применение прогрессивных элементов, которые необходимо включать в двигательную подготовку детей раннего возраста.

Физическая грамотность находится на низком уровне, особенно у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста, где отмечается недостаток двигательных навыков и понимания самого движения и его значения для здоровья. Особенно родители должны понимать этот факт и приводить ребенка к активному образу жизни. Всего 2 часа уроков физкультуры в неделю недостаточно, необходимо использовать и свободное время не менее 1 часа в день.

Исследования подтвердили положительное влияние физических нагрузок, силовых тренировок на все виды тканей человеческого организма, в том числе и на детские. Несмотря на это, до сих пор существует общая тенденция, что силовые тренировки не подходят для детей и детского организма. Однако верно и обратное – аспекты силовой деятельности можно развивать и в виде различных игр, интересных упражнений, где дети и не подозревают, что развивают силу. То же самое и с другими двигательными навыками. Просто нужна подходящая методика развития, желание и критическое мышление, которые нужно прививать детям.

Юные спортсмены в возрасте 15 лет зачастую только знакомятся с тренажерным залом, не знают базовых упражнений, их техник и основных схем движений. Силовые тренировки откладываются, а в возрасте 17-19 лет становится поздно наверстывать упущенное. Возникает опасность возникновения травм.

Игровая работоспособность спортсменов ограничена достигнутым уровнем физической подготовки, куда можно отнести общую и специфическую двигательную активность. Процесс спортивной тренировки заключается в том, чтобы правильно установить соотношение тренингов во всех возрастных категориях, а также в рамках периодизации годичного тренировочного цикла. Развитие общей физической подготовки, например, за счет соответствующих силовых тренировок, также представляет собой увеличение емкости тканей и способности быстрее адаптироваться к стрессовым факторам, что приводит к лучшему переносу внешних нагрузок. Конечно, необходимо учитывать текущее состояние ребенка, не только его биологический возраст, но и тренировочный возраст, а затем исходя из этого выбирать соответствующую периодизацию и объем нагрузки.

Затем тренировочный возраст можно разделить на две категории: общий тренировочный возраст, в котором оценивается количество лет, в течение которых ребенок занимался физической активностью (несколько видов спорта), и тренировочный возраст для конкретного вида спорта, в котором мы отмечаем количество лет, которое ребенок посвящает только этому одному данному виду спорта (специализация). Также стоит обращать внимание на обстоятельство, которое зачастую остается незамеченным - пропуск отдельных фаз развития движений.

Это происходит, когда ребенок перерастает свою категорию (сильнее и лучше сверстников) и переводится в более высокую возрастную категорию, где он может развивать свой талант. Такой пропуск противоречит не только биологическому возрасту ребенка, но и тренировочному возрасту, который необходимо принять во внимание. Нужно смотреть на это комплексно и учитывать психологические аспекты. Важно осознавать, что ребенок, «сдвинутый» таким образом в плане более быстрого развития технических навыков, исключается из группы своих сверстников и друзей и, таким образом, теряет один из важнейших элементов воспитания в детском возрасте — игривость и радость от игры. Это может привести к потере мотивации, снижению производительности, а развитие не ускорится, как было изначально задумано, но наоборот, замедлится. Вот почему мы много раз были свидетелями того, как дети, которые преуспели в своем виде спорта, быстро прогрессировали в своей категории, а потом их рост в определенный момент останавливался, и их перерастали дети, развитие которых было постепенным и планомерным.

Поэтому важно иметь горизонт планирования для ребенка, чтобы он участвовал в спортивных мероприятиях в течение длительного времени. Нужно привлекать детей в разные виды спорта и идти по пути «мультиспортивной» модели в юном возрасте, приобщать их к АДЕКВАТНЫМ силовым тренировкам. Таким образом, будет заложена основа для универсальности движений, которую они смогут использовать во время тренировок и специализации в более позднем возрасте. Кроме всего прочего, мы должны позволить детям оставаться детьми. Ребенок – не маленький взрослый, и детский организм имеет свои особенности. Это, как уже упоминалось, хронологический возраст, биологический возраст, тренировочный возраст, психологический возраст или сензитивные периоды развития двигательных навыков.

На основе обширных, научно обоснованных знаний, а также собственных точных анализов, основанных на данных, мы стремимся разработать такие методические процедуры, которые позволят отдельным игрокам, а также хоккейным командам улучшать свои показатели в хоккее на самом высоком мировом уровне. Мы ориентируемся в основном на возрастные категории от 15 лет и выше, хотя удобство использования наших технологий и ноу-хау подходит и для младших возрастных категорий. Например, при постановке правильной техники катания с учетом морфологических особенностей конкретного человека, или тренировке базовых технических навыков работы с клюшкой и шайбой. Возрастная категория 15+ с учетом полового созревания позволяет использовать формы специализированной тренировочной нагрузки, направленные на повышение уровня выполнения специальных движений, в значительно более широком диапазоне и объеме. Несмотря на то, что это индивидуализированные формы тренировок, совершенное владение техническими навыками позволяет с возрастом все шире использовать коллективно-игровые формы тактической направленности, т.к. в этом возрасте речь идет уже о реальном соревновательном элементе команд в различных турнирах на уровне лиг или сборных.

Необходимо также уделять большое внимание воспитанию молодежи. Юные спортсмены не знают, что им подходит, а что нет. Они не знают, что им можно, а что нельзя — некоторые в стремлении улучшить свои показатели добавляют дополнительные тренировки, что в конечном итоге может привести к синдрому «перетренированности». Именно поэтому важно доверить ребенка специалистам, которые разбираются в вопросе и могут установить адекватный режим с учетом всех аспектов и требований ребенка.

Не забывайте о восстановлении, которое является неотъемлемой частью физического развития. Люди часто ищут разные методы восстановления, которые в основном основаны на маркетинге - от различных модальностей восстановления в виде массажных пистолетов, валиков и других вспомогательных средств, забывая при этом об основных, естественных и наиболее эффективных его формах:

  • Сон и отдых
  • Сбалансированная и питательная диета
  • Адекватная контролируемая физическая нагрузка

Деньги, вложенные в массажные пистолеты, ролики и т.д. зачастую исчисляются десятками, сотнями евро. Вместо этого мы предлагаем вариант инвестирования в качественную диагностику, настройку подходящего индивидуально тренировочного процесса и восстановления, которые могут помочь ребенку гораздо больше, установив распорядок дня, чем упомянутые выше варианты. Мы считаем, что больше семинаров или мастер-классов на тему этих подходов к тренировкам создаст пространство для творческого обсуждения.